- 08-02-2021
110 лет со дня рождения художницы Нины Алексеевны Носкович (Лекаренко) (1911-1995)Училась в Академии художеств, затем в Московском художественно-технологическом полиграфическом институте.
Литературовед И.З. Серман оставил о ней такие воспоминания: «Нина (я к ней обращался по отчеству) Алексеевна казалась мне человеком какой-то другой социально-культурной категории. Кроме несомненной красоты, она хорошо одевалась, что по тем временам было труднодоступно, вращалась среди художников и казалась мне пером Жар-птицы… Одним из поклонников Нины Алексеевны был Зощенко».
Получила известность прежде всего как иллюстратор детских книг.
О. Василиади, ведущий редактор издательства «Речь», в предисловии к книге «Волшебные помощники» пишет: «В юности художница прошла хорошую школу: еще студенткой отделения газет, журналов и детской книги Академии художеств Нина (тогда еще носящая девичью фамилию Лекаренко) начала работать в Ленинградском отделении издательства «Детгиз» под руководством художника Владимира Васильевича Лебедева. Блестящий живописец и основатель ленинградской школы графики, Владимир Лебедев изобрел множество новаторских композиционных и изобразительных приемов иллюстрирования детской книги и воспитал целую плеяду учеников, ставших в будущем знаменитыми мастерами». В 1934 г. Лебедев написал два портрета Нины Лекаренко, один из них хранится в Саратовском государственном художественном музее им. А.Н. Радищева. Отметим, что учеником Лебедева был и художник Юрий Васнецов, жизнь и творчество которого были тесно связаны с лужской землей. (Статья «Он подарил нам сказку. Лужский край в судьбе и творчестве художника Юрия Васнецова» была опубликована в «Лужской правде» от 2 мая 2020 г.).
Рисунки Нины Лекаренко публиковались в детских журналах «Чиж» и «Пионер», затем созданные ею иллюстрации украсили страницы детских книг, причем первой книгой, проиллюстрированной Ниной Алексеевной, стала сказка К. Чуковского «Федорино горе» - издание 1935 года (кстати, по воспоминаниям Чуковского, над этой сказкой он работал на даче под Лугой).
В 1937 г. налаженная жизнь молодой художницы рухнула – сначала был арестован и расстрелян ее муж, начальник конструкторского бюро завода «Двигатель» М.Н. Борисов, а вскоре она сама с клеймом «член семьи изменника родины» была приговорена к пяти годам исправительно-трудовых лагерей. Как писала в своих воспоминаниях Нина Алексеевна, во время пребывания в лагерях большим подспорьем для нее были посылки из Луги: «Посылки приходили и очень нас поддерживали. Бедная моя мама возила восьмикилограммовые ящики в Лугу, так как из Ленинграда посылки заключенным не принимали». В драгоценных ящиках, отправленных из Луги, присылались не только вещи первой необходимости и продукты, но и принадлежности для рисования – бумага, карандаши, краски… Благодаря этим «дарам» художница создала целую серию портретов своих подруг по несчастью – жен-«членов семьи изменников родины», репрессированных вслед за своими мужьями. Для нас особенно интересен нарисованный в 1938 году портрет Веры Николаевны Козыревой – первой жены известного советского астрофизика Н.А. Козырева, о котором мы уже писали в рамках рубрики «Имена в истории Лужского края». В 1936 г. Козырев был арестован по так называемому «Пулковскому делу», а спустя год была репрессирована и Вера Николаевна, которая стала солагерницей Нины Лекаренко, в своих воспоминаниях упоминавшей «молодую хорошенькую жену астронома Козырева». Портрет В.Н. Козыревой (его можно найти в интернете) вполне соответствует данному описанию – яркими красками изображена миловидная молодая женщина, так что даже сложно поверить, что и «модель», и художник во время создания картины находились в тяжелейших условиях Томского лагеря для ЧСИР. После освобождения Вера Николаевна жила в Луге, работала в городской библиотеке. О ее судьбе можно прочитать в очерке А. Аимина «Академик Н.А. Козырев».
1 сентября 1942 г. Нина Лекаренко была формально освобождена и направлена для работы на Таштагольский лесозавод в Горно-Шорский район Новосибирской области (ныне Кемеровской область) с прикреплением до окончания войны. В 1946 году она наконец получила право вернуться в родные края. Проживать в Ленинграде бывшим политзаключенным было запрещено, так Нина Алексеевна оказалась в Луге. Она вспоминала: «В 1946 году я вернулась в Ленинград, прописали в Луге, но некоторые издательства помнили меня и работу мне давали. В городе я бывала часто. Но мое положение не позволяло мне возобновлять прежние дружбы, чтобы никому не навредить».
В Луге Нина Алексеевна вышла замуж за искусствоведа и художника В.С. Носковича. Дочь художницы от первого брака Нина Романовна Либерман вспоминала: «Последнее замужество было счастливым и длилось 27 лет, до смерти моего второго отчима Виктора Семеновича Носковича. Он не побоялся (в 1950 году!) испортить свою биографию женитьбой на женщине с «лихорадящим» паспортом. Обладатели такого документа не имели права жить в больших городах, а только на сто первом километре; мама с Виктором Семеновичем и познакомились-то в Луге, где жило или, по крайней мере, было прописано множество «сто первых» — выражение квартирной хозяйки».
В 1953 г. Нина Носкович получила возможность вернуться - в родной город Ленинград, к своей любимой профессии. На протяжении 35 лет она сотрудничала с издательствами Детгиз, «Карелия», «Просвещение». «Окончательно стиль и художественная манера Нины Носкович, - пишет О. Василиади, - сформировались в 1950-е годы и остались неизменными до конца ее жизни – не зная точно, практически невозможно сказать, в какие годы она создала тот или иной акварельный рисунок…Для Нины Носкович в первую очередь важен персонаж, а окружающее его пространство создается красочными пятнами. Оно невероятно выразительно, живописно, но как бы второстепенно… При этом всегда абстрактное, состоящее зачастую лишь из оттенков цвета, пространство в рисунках Нины Носкович передает особое настроение, создает некий целостный – и обязательно волшебный – мир. Ведь только в таком мире и могут, однажды поселившись, остаться жить надолго, на целые поколения, герои сказок братьев Гримм, Г.Х. Андерсена, А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, В.И. Жуковского, С.Я. Маршака, В.Ю. Драгунского, С.В. Михалкова – герои более ста детских книг, которых увидела и нарисовала Нина Алексеевна Носкович».
Добавим, что в 1961 г. Н.А. Носкович создала иллюстрации для книги Е.Н. Верейской «Три девочки» - одной из самых пронзительных детских книг, повествующих о блокаде. Эта книга переиздается и в наши дни – все с теми же черно-белыми, но от этого не менее выразительными и эмоциональными иллюстрациями. И вновь не обошлось без интересных совпадений: автор книги Елена Верейская в конце 1920-х гг. отдыхала в д. Шалово, где ее отец, профессор Н.И. Кареев, снимал дачу.
Таким причудливым образом переплетаются судьбы талантливых людей, связанных с лужским краем.
- 06-02-2021
320 лет со дня рождения адмирала, морского писателя Семена Ивановича Мордвинова (1701-1777).Родился С. И. Мордвинов в усадище Мелковичи (тогда Новгородского, позже Лужского уезда (а с 1944 г. - Батецкий район Новгородской области). Происходил из дворянского рода, ведущего начало от выходца из Мордовской орды Мурата Мордвинова. С Лужской землей род Мордвиновых связан с давних времен. Из «Записок адмирала Семена Ивановича Мордвинова, писанные собственною его рукою» (СПб, 1868) мы узнаем, что его отец Иван Тимофеевич после военных походов на Дон «сам перешел в свои деревни, которые ему по разделе 1689 года достались: Касицкий погост усадище Мелковичи, где вновь заводился и построил себе новый дом и женился на девице Марфе Петровне Скобельцыной», а после ее смерти женился в феврале 1700 году на Авдотье Степановне Ушаковой, которая и стала матерью будущего адмирала. Сам же Иван Тимофеевич отправился в сентябре воевать со шведами под Нарву, где и погиб. Берх В.Н., автор книги «Жизнеописание адмирала Семена Ивановича Мордвинова» (СПб, 1831) пишет «Января 26-го <(по старому стилю) примеч. сост.> 1701 года родился Семен Иванович Мордвинов; и хотя мать его была за мужем только 30 недель, но из уважения к памяти мужа своего и любви к сыну, осталась вдовою, и воспитывала его при себе до 13-летнего возраста».
В 1715 году вместе с другими дворянскими детьми Семен был представлен Петру I и по его повелению отправлен для обучения в новгородскую, а потом нарвскую школу. В октябре того же года был определён для дальнейшего обучения в Морскую академию.
Нельзя не отметить интересный для нас факт личного знакомства С.И. Мордвинова и другого знаменитого государственного деятеля, связанного с Лужским краем – И.И. Неплюева. Так, они вместе проходили обучение и в Новгороде, и в Нарвской навигационной школе, куда они были отправлены в числе 84 дворянских детей, и в Морской академии.
В 1716 году по указу Петра I лучшие воспитанники морской академии, в числе которых были и Мордвинов с Неплюевым, были направлены в Ревель «ко флоту» для дальнейшей отправки гардемаринов в Италию (Венецию), во Францию и в Англию. Неплюев и Мордвинов были определены на корабль «Архангел Михаил». И.И. Неплюев в своих «Записках» упоминал С.И. Мордвинова: «Апреля первого дня определен я на корабль Архангела Михаила, на коем капитан был англичанин Рю, а со мною на том же корабле были гардемарины: Василий Квашнин-Самарин, Василий Татищев, Семен Дубровский, Степан Коновницын, Семен Мордвинов, Ефим Цимерманов, Петр Кашкин, Иван Алексеев, Петр Порохов и Алексей Арбузов. Тот корабль Архангела Михаила был о 52 пушках, в воде ходу 16,5 фут; матросов на нем было 300, солдат 200 человек».
В дальнейшем их пути разошлись: И.И. Неплюев для прохождения службы был командирован в Венецию, а С.И. Мордвинов – во французский город Брест.
В 1722 году Мордвинов вернулся в Россию и начал службу в русском флоте, получил чин мичмана и был назначен адъютантом к главному командиру Кронштадта вице-адмиралу Гордону (1724). Плавал в эскадре адмирала Сенявина (1726–1729), командовал в Астраханском порту (1731).
За свою долгую флотскую жизнь Мордвинов командовал различными кораблями, был членом Комиссариатской экспедиции и комиссии "о рассмотрении законов (морских)", участвовал в Шведской и Семилетней войнах. В мае 1757 года был произведен в контр-адмиралы, в 1761 г. был назначен членом Адмиралтейств-коллегии.
В феврале 1762 года Петр III определил Мордвинова в комиссию "для разобрания во флоте служивших флагманов, штаб и обер-офицеров», которая должна была разработать широкий план преобразований на флоте. 29 марта комиссия представила доклады о новом штате кораблей, об улучшении быта нижних чинов, о переводе адмиралтейства в Кронштадт, об артиллерии и заготовлении корабельных лесов. Петр III оценил способности и труды Мордвинова - произвел его в вице-адмиралы и наградил орденом Св. Анны.
Мордвинов пришелся ко двору и Екатерине II. Он получил от нее 1 июля 1762 г. орден Александра Невского за то, что, будучи 28 июня послан с адмиралом Талызиным в Кронштадт, "в тот же день все команды к присяге привели"; 1 сентября вице-адмирал представлял моряков императрице перед ее отъездом на коронацию.
В первые годы царствования Екатерины II Мордвинов, пожалованный 4 мая 1764 г. в адмиралы, пользовался большим влиянием в морском ведомстве, будучи старейшим членом Адмиралтейской Коллегии и председателем Комиссии "для приведения флотов в безопасное и для чести Империи сходственное положение". За добросовестное и быстрое снабжение кораблей, готовящихся к походу в Средиземное море, в 1769 году Мордвинов был награжден орденом святого Андрея Первозванного. Более подробно о его деятельности на военно-морском поприще можно прочитать в публикации «Адмирал Мордвинов» лужского краеведа И.В.Половинкина (газета «Провинциальные новости», 2006).
В 1770 году из-за болезни адмирал не посещал Адмиралтейств-коллегию. 13 февраля 1777 года он подал прошение об отставке. 21 февраля 1777 году его уволили от всех должностей с награждением 2 деревнями в Полоцкой губернии. 6 марта последовал указ Сената. Мордвинов после этого прожил только около двух недель. Похоронен в Александро-Невской лавре.
Мордвинов проявил себя не только как отличный флотоводец. Он автор трудов по навигации и военно-морским наукам. В разное время занимался переводами и составлением книг, каталогов по морскому делу, в частности, им составлено "Собрание о навигации" (1730), Свод морских сигналов (1756) и др. Он изобрел ряд навигационных приборов, в том числе компас со стрелкой, намагниченной искусственным (а не естественным, как прежде) магнитом и др. Заботясь об усовершенствовании российского флота, ввёл в употребление вместо шлюпок баркасы для линейных кораблей и фрегатов. Разнообразие оставленных трудов свидетельствует об его исключительных технических и литературных способностях.
Наилучшим памятником С. И. Мордвинову служат его книги и собрание документов в Российском Государственном архиве Военно-Морского флота, которые и положили начало этому крупнейшему хранилищу сведений по отечественной морской истории, в основу которого положены труды Мордвинова по приведению в порядок документов российского флота.
На лужской земле, в Мелковичах (Покровском) Мордвинов проводил свободное от службы время и т.н. «годовые отпуска» - всего их было более 10. Об этом он пишет в своей книге «Записки…»: «На 1725 год я отпущен в годовой отпуск, где я и пробыл», в 1727 году «в декабре я отпущен в годовой отпуск. 1728 года, будучи в доме, февраля 28-го дня, на пестрой неделе в пятницу в вечеру, женился на дочери Саввы Тимофеевича Муравьева, девице Феодосии; венчались на Сабле»; «На 1731 год отпущен я в годовой отпуск», «Осень 1734 и зиму 1735 года был дома»; «В 1737 году в усадище своем Мелковичах построил деревянную церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, заложена на святой неделе. А освящена ноября 9-го числа» и т.д. У этой церкви была похоронена первая жена и малолетние дети. С 1750 года в его записках Мелковичи называются Покровское. «В марте (1752) отпущен я в деревню и 9-го числа приехал в деревню Покровское, нашел мать свою в самой крайности больну; 15-го числа маслом соборовали, а 21-го числа в вербную субботу скончалась 75-ти лет, и погребли 26-го числа в великий четверток в Покровском». Из «Записок …» мы узнаем, что в этом же году Мордвинов женился второй раз на Наталии Ивановне Еремеевой и о начале строительства нового дома в Мелковичах (Покровском): «В 1754 году в феврале по просьбе моей сменен я из конторы и отпущен в дом… Апреля 14 дня, в среду на святой неделе, в Покровском заложил я новый дом. А 17 числа в фоминое воскресение в полдни родился сын Николай» (будущий известный адмирал). От второго брака С.И.Мордвинов имел 13 детей, из которых в живых остались Александр, Николай (1754-1845; граф, адмирал), Петр, Сергей, Евграф, дочери Елизавета, Екатерина и Анна.
По роду своей службы Мордвинов все реже бывал в Мелковичах и построил для своей большой семьи новый дом в Петербурге. В мае 1776 года Мордвинов начал строительство Покровской каменной церкви в Мелковичах, достраивалась она уже после его смерти.
Внучка С.И. Мордвинова Н.Н. Мордвинова в своих воспоминаниях очень тепло отзывалась о деде: «Семен Иванович был ума необыкновенного, нравственности примерной и отличался всеми христианскими добродетелями: кротости нрава был удивительной. Отец мой считал его святым человеком; окружающие его сохраняли к нему беспредельную преданность; прислуга считала душу его столь чистою, что много раз мне, в детстве, рассказывали мои нянюшки легенду о его смерти: когда он умирал, так много ангелов окружали его, что когда они улетали с его душою — все окна задрожали. Этот простодушный рассказ доказывает, какую он память оставил по себе».
В Русском музее хранится портрет Семена Ивановича Мордвинова работы неизвестного художника второй половины XVIII века.
Всю свою жизнь С.И.Мордвинов служил Отечеству. Берх В.Н. в своей книге пишет: «У покойного Коллежского Советника Даниила Ивановича Шлуна видел я портрет Семена Ивановича Мордвинова, гравированный в Париже, со следующей надписью:
«Служил отечеству, Петру, Екатерине.
Был воин на войне; в совете мудрый муж.
Россия чтила в сем герое-гражданине
Священный дар небес, пример великих душ».
- 05-02-2021
75 лет со дня рождения бронзового призера Олимпийских игр 1972 г. в командном первенстве по фехтованию на шпагах, чемпиона мира 1969 года в командных соревнованиях по фехтованию, мастера спорта международного класса Георгия Семеновича Зажицкого (р.1946).Родился в Луге.
- 02-02-2021
165 лет со дня рождения архитектора Николая Галактионовича Кудрявцева (1856-1941).Н.Г. Кудрявцев - автор Казанской церкви в Луге и Троицкой церкви в его имении Ведрово (ныне санаторий «Жемчужина»).
В конце 1890-х гг. Н.Г. Кудрявцев приобрел участок неподалеку от деревни Ведрово Лужского уезда, где был построен обширный деревянный усадебный дом, вскоре в полукилометре от него был возведен новый каменный двухэтажный дом, более пригодный для проживания больного туберкулезом сына архитектора.
Когда было принято решение о строительстве в Луге Казанской церкви, строительная комиссия поручила Н.Г. Кудрявцеву разработать проект, который был готов в 1901 году, и уже в 1903 году состоялось открытие новой церкви. Н.Г. Кудрявцев спроектировал здание церковно-приходской школы в Череменецком монастыре, а также каменные здания школы в районе деревень Корпово и Ведрово и бани в д. Старая Жемчужина. В 1906 году Кудрявцев возвел в своем имении Троицкую церковь.
В 1930-е гг. в усадьбе Н.Г. Кудрявцева разместился детский дом. В послевоенные годы здесь был создан туберкулезный санаторий «Жемчужина». В здании церкви был устроен клуб. В 2013 году по инициативе главного врача санатория С.Д. Соловья Троицкая церковь была восстановлена.
- 01-02-2021
135 лет со дня рождения революционера Семена Антоновича Герцена (наст. фамилия Шарин) (1886-1940).Родился в д. Русыня Лужского уезда. После Октябрьской революции, в 20-х г. ХХ века вернулся в родную деревню. По согласованию с местной ячейкой ВКП(б) С.А. Герцен организовал кредитно-коммерческое товарищество, члены которого поселились недалеко от Русыни на левом берегу р.Луги. Так создался маленький поселок, которому потом официально было присвоено имя его организатора. Поселок им. Герцена находится в Дзержинском сельском поселении.
- 31-01-2021
95 лет со дня рождения художника, мастера портретной живописи Льва Александровича Русова (1926-1987).В ранней юности потерял глаз, однако это не помешало ему исполнить мечту детства – связать свою жизнь с живописью. В 1947 г. окончил Ленинградское художественно-педагогическое училище, учился в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. С 1955 г. – член Ленинградского Союза художников. Создавал жанровые композиции, натюрморты, пейзажи, но наибольшее признание принесла ему портретная живопись.
Одними из самых известных работ Льва Александровича являются портреты выдающегося советского дирижера Е.А. Мравинского. Вдова дирижера А. М. Вавилина-Мравинская вспоминала: «Среди немногочисленных друзей Евгения Александровича, имевших "право" позвонить в дверь квартиры без предварительной договоренности по телефону, был "Левушка" Русов — так его называли у нас в доме. Его приход всегда привносил в жизнь свет, улыбку, радость и бескорыстное общение. Знакомство и дружба Евгения Александровича с Левой измерялась десятилетиями, а потому атмосфера бесед была искренней и простой».
Жизнь и творчество Льва Александровича были тесно связаны с Лужским районом. Об этом подробно пишет С.В. Иванов, изучающий историю и творческое наследие ленинградской школы живописи. В статье «О ранних портретах Льва Русова» С.В. Иванов приводит интересные для нас воспоминания о Л.А. Русове. Как выяснилось, в середине 1950-х гг. художник снимал дачу в д. Накол. Художник Э.В. Шрамм вспоминал: «Однажды Лева сошел с парохода в деревне Накол только потому, что его привлекло название. Это очень характерно для Л. Русова. И интуиция его не подвела: места там оказались прекрасные! Он и нас заставил их полюбить, именно там и окрепло наше дружество: Ким и Нина Славины, Геша и Гера Багровы, Лева Кузов, Георгий Антонов... Это все очень талантливые художники, но мне кажется, что в то время все мы чувствовали себя школьниками в сравнении с его мастерством и хваткой в работе». Спустя несколько лет Русов перебрался в деревню Павшино, на высоком берегу Оредежа построил дом с видом на излучину реки. В доме поселилась мать художника, Ираида Семеновна, «заядлая удильщица рыбы», здесь же жили любимые собаки Льва Александровича – охотничьи спаниели Палей и Нора. В Павшино Русов написал одни из лучших своих картин: портреты Наташи Савельевой («Наташа Савельева», 1958 г., «Наташа» и «Бантики», 1960 г), Зои Андреевой и Кирьены Кратировой («Зоя», 1957 г., «Кира» и «Кира и Зоя», 1958 г.), местной жительницы тети Поли («Тетя Поля с курицей», 1961 г.). «В 1957 году, - вспоминал художник Ким Славин, - Л. Русов пригласил меня и мою жену Нину Славину в деревню Павшино. Там мы были свидетелями создания нескольких портретов, один из которых "Тетя Поля" считаю шедевром русского портретного искусства. А позднее написанная "Наташа" мне представляется равной серовской "Девушке с персиками» (имеется в виду картина «Девочка с персиками» - прим. сост.). Смею утверждать, что талант художника не был оценен, так же, как и многих других русских художников… Вижу: на высоком берегу деревня Павшино, внизу большое озеро. На склоне в разнотравье, за большим холстом, в длинной рубахе, босиком вдохновенно работает Лев Александрович Русов. Против солнца в той же высокой траве стоят две милые девушки Зоя и Кира. Им жарко, хочется бежать по склону, бросится в озеро, но они терпеливо позируют, зная, какому человеку и художнику отдают многочисленные и неповторимые часы своей юности».
«Работы 1950–1960-х годов выдвинули Л. Русова в число ведущих мастеров портретной живописи. Однако для широкой публики и даже для многих коллег по Ленинградскому Союзу художников он оставался практически неизвестен… В 1970–1980 годы Л. Русов редко показывал свои работы на выставках. Его жизнь была поделена между городской мастерской, домом в Павшино и общением с узким кругом старых друзей» (С.В. Иванов).