- 30-08-2023
160 лет со дня рождения русского фотографа, химика, изобретателя, издателя, педагога и общественного деятеля Сергея Михайловича Прокудина-Горского (1863-1944).Член Императорского Русского географического, Императорского Русского технического и Русского фотографического обществ. Внёс значительный вклад в развитие фотографии и кинематографии. Пионер цветной фотографии в России, создатель «Коллекции достопримечательностей Российской империи».
Одну из наиболее ранних серий цветных фотозарисовок Сергей Михайлович сделал в 1904-1905 годах в Лужском уезде. В деревне Турово у него была дача, доставшаяся от тестя Александра Лаврова – выдающегося русского металлурга. В этой деревне, а также соседних Прокудин-Горский сделал довольно много снимков, однако до наших дней сохранились в том или ином виде (открытки, публикации в журналах, негативы) лишь 13 из них. Снимал он и виды города Луги, например, открытка «Луга. Вид на собор с Заречной стороны (поздней осенью)», изданная общиной Св. Евгении.
Фотографии Прокудина–Горского дают нам возможность представить, как выглядела Луга и ее окрестности в начале ХХ века.
В Лугу на съемку документального фильма "Цвет нации" (2013 г.), посвященному 150-летию со дня рождения С.М.Прокудина-Горского, приезжал журналист, режиссер Леонид Парфенов. Съемки проходили в д.Смешино и на территории бывшего имения И.Штоля у Омчино.
- 23-08-2023
115 лет со дня рождения Анастасии Борисовны Дуровой (1908-1999), переводчицы, педагога, сотрудницы французского консульства в Москве в 1960-1970-е гг.Родилась в Луге в семье офицера Бориса Андреевича Дурова (внука младшего брата «кавалерист-девицы» Надежды Дуровой) и Людмилы Александровны (урожденной Свиньиной).
Вместе с матерью эмигрировала во Францию в 1919 году. Окончив русскую гимназию в Париже, одним из основателей и директором которой был ее отец, А.Б. Дурова поступила в католический колледж, перешла в католичество. Преподавала русский язык.
В конце 1950-х — начале 1960-х гг. неоднократно посещала СССР, общалась со многими известными деятелями культуры: так, например, в 1959 г. Анастасия Борисовна приехала в СССР в качестве туристки, по словам А.И. Солженицына - «стала
ногами на лужскую землю, где родилась». Во время этой поездки она побывала в гостях у Бориса Пастернака, передав ему деньги за напечатанную во Франции книгу «Доктор Живаго». В 1961 г. была переводчицей на Французской национальной выставке в Сокольниках, а с 1964 г. на протяжении нескольких лет работала во французском посольстве в Москве. Благодаря своей работе в посольстве она смогла стать одним из «каналов», по которому была переправлена из России во Францию для издания рукопись романа «Август четырнадцатого» и главы книги «Архипелаг ГУЛАГ». Любопытно, что рукопись «Августа четырнадцатого» перевез во Францию по просьбе А.Б. Дуровой ничего не подозревавший французский полицейский, считавший, что везет «коробку конфет для больной монахини». В своих воспоминаниях А.И. Солженицын отмечал, что свойственное А.Б. Дуровой «особенное сочетание хозяйственности, находчивости, сметки, смелости и обезоруживающей доброты-простоты позволило ей годами вести напряжённый, может быть главный, нелегальный канал из России на Запад, даже не имея дипломатического иммунитета». Лично Солженицын и Анастасия Борисовна познакомились лишь в 1975 году, а до этого он знал лишь ее конспиративное имя «Вася»: «Цепочка Дима Борисов — Женя Барабанов — и дальше кто-то во французском посольстве, кого мы не знали и условно называли «Вася» (с опозданием приоткрыл мне Барабанов, что «Вася» — это она, и притом монахиня), — действовала безотказно три года, начиная с машинописи «Августа» в ИМКУ в 1971. Это была наша главная бесперебойная связь с Западом, и она никогда не была выслежена КГБ, и ничего не знали другие в посольстве».
- 22-08-2023
165 лет со дня рождения члена Российского Императорского дома, генерал-адъютанта, генерала от инфантерии, поэта, переводчика и драматурга Константина Константиновича Романова (поэтический псевдоним К. Р.) (1858-1915).Константин Константинович Романов неоднократно бывал на лужской земле. С биографией и литературным творчеством великого князя тесно связаны окрестности д. Смерди - здесь в августе 1885 г. он завершил свое стихотворение «Умер бедняга в больнице военной…», а также написал стихотворение «Смеркалось…», вошедшее в цикл «Времена года».
В августе 1886 г. Константин Константинович упомянул в своем дневнике: «Лагерь. 23 августа. Утро. Мыза Смерди. Мой письменный столик стоит на том же месте, как в прошлом году: на нем в порядке расставлены вещи, которые я всюду вожу с собою: налево четыре книжки: стихотворения Лермонтова, Пушкина, «Жемчужины русской поэзии» и «Новый завет», тетради для записывания стихов и писем». 26 августа великий князь сделал такую запись: «Я с грустью думал о необходимости покинуть «приветливые Смерди» и сочинил эти четыре стиха:
Садик запущенный, садик заглохший,
Старенький, серенький дом!
Дворик заросший, прудок пересохший,
Ветхие службы кругом.
Хотелось бы написать в честь Смердей и продолжение к этому начатому стихотворению…».
Стихотворение в честь Смердей было завершено 15 сентября в Павловске.
В окрестностях Луги великий князь бывал и в последующие годы, посещал Череменецкий монастырь (1888, 1889 и 1895). Во время последнего пребывания в Череменце на память о своих визитах он пожертвовал массивную сребропозолоченную лампаду к чудотворной иконе святого Иоанна Богослова (1895).
В 1889 году им были написаны стихи близ станции Белой (бывший Лужский уезд, ныне ст. Струги Красные).
- 22-08-2023
115 лет со дня рождения Леонида Пантелеева (Алексея Ивановича Еремеева) (1908-1987) - известного советского писателя, автора повести «Республика ШКИД».С июня по октябрь 1960 г. писатель с семьей жил на даче в Луге - «не в самой Луге, а за городом, на Лангиной горе». Дневниковые записи, сделанные Пантелеевым в Луге, - с описанием местной природы и дачного быта - вошли в книгу «Наша Маша». Л. Пантелеев скрупулезно, практически ежедневно фиксировал события дня, даже самые, на первый взгляд, незначительные, но для нас сегодня все эти «мелочи», зарисовки лужского дачного быта - прогулки в лесу, сбор грибов и ягод, «походы» на речку, посещение местных магазинчиков и фотоателье, обязательная утренняя гимнастика в саду, встречи и проводы на лужском вокзале — представляют огромный интерес. Вот как Пантелеев описывает расположение своей дачи: «Выйдешь из калитки - и уже лес. Через другую калитку пройдешь - река Луга, за ней густые леса, а по эту сторону - заливные луга». Писатель упоминает, что его супруга Элико Семеновна «не нахвалится тамошней природой, ее красотой, целительностью воздуха и так далее. Маша блаженствует. Целый день в саду. Только есть домой приходит». По мнению Л.Пантелеева, «тут, на берегах Луги, довольно красиво, а местами и очень красиво, но не так дико, безлюдно и пустынно, как нам казалось, когда мы снимали дачу». Отдельного упоминания в дневнике «удостоен» лужский рынок, от посещения которого и писатель, и его дочь «оба получили удовольствие. Очень уж хорошо пахнет в это время года и в такую прохладную, осенне-летнюю или ранне-осеннюю погоду рынок. Виноград, яблоки, сливы, овощи, грибы, сено, конский навоз - все это смешивается в такую прелестную "гамму", и все это не стоит на месте, а бродит, колышется, вливается в тебя вместе с другими запахами осени — прелым листом, дымом».
- 17-08-2023
125 лет со дня рождения Николая Михайловича Маторина (1898-1936), одного из крупных советских ученых-этнографов, директора Музея антропологии и этнографии (Кунсткамеры) (1930-1933).Как отмечал кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник МАЭ РАН (Кунсткамеры) А.М. Решетов, «по размаху научно-исследовательской, научно-организационной, пропагандистско-преподавательской и общественно-политической деятельности он по праву был одним из признанных лидеров советской этнографической науки конца 20-х—начала 30-х годов». В середине 30-х годов Маторин был репрессирован, и его имя надолго исчезло из истории науки.
В 1916 г. Н.М. Маторин окончил с серебряной медалью Императорскую Николаевскую Царскосельскую гимназию и поступил на историко-филологический факультет Петроградского университета, но в 1917 г. был призван на военную службу. После Октябрьской революции Николай Михайлович занялся пропагандистской работой.
С Лугой были связаны его первые шаги на этом поприще: после вступления в ряды ВКП (б)в 1919 г. Маторин «был назначен в Лугу заведующим информационным подотделом Управления уездного исполнительного комитета. Там продолжал чтение публичных лекций и сотрудничал с газетой «Лужский вестник». С наступлением Юденича осенью 1919 г. Маторин вновь ненадолго оказался в рядах армии, став инструктором организаторов Политотдела 19 стрелковой дивизии. Но уже с ноября 1919 г. он вплоть до лета 1922 г. работает в Уездных исполнительных комитетах Луги и Гдова, соче-
тая эту работу с преподаванием обществознания в школе и журналистской
деятельностью в местных газетах» (М. Шахнович, Т. Чумакова).
В дальнейшем Н.М. Маторин работал в Ленинграде и Псковской области в сфере народного образования, а затем сосредоточился на изучении народной религиозности (как он сам отмечал, «с этнографической точки зрения»).
В конце 1920-х гг. Н. М. Маторин работал в Государственной академии истории материальной культуры, преподавал в ЛГУ, в 1930 г. был назначен заместителем директора Института по изучению народов СССР (ИПИН). 12 октября 1930 г. Н.М. Маторина на Общем собрании Академии наук выбрали на пост директора Музея антропологии и этнографии. В музее под его началом была проведена большая работа по реэкспозиции, открытию новых выставок. В 1931 году Маторин возглавил кафедру истории религии Ленинградского университета. В 1933 г. произошло слияние ИПИНа и МАЭ, и 15 февраля 1933 г. был создан Институт антропологии и этнографии АН СССР. Его первым директором стал Н.М. Маторин, который сумел создать хорошие условия для плодотворной работы как маститых ученых, так и молодых специалистов.
В 1934 г. Николай Михайлович был вынужден оставить пост директора и продолжил деятельность уже в качестве руководителя Секции по изучению религиозных верований народов СССР при Музее истории религии, в создании которого он несколькими годами ранее принимал деятельное участие.
Н.М. Маторин был арестован в январе 1935 г. по обвинению в участии в контрреволюционной деятельности. В 1936 г. он был расстрелян.
- 12-08-2023
125 лет со дня рождения режиссера, народного артиста СССР Александра Гавриловича Иванова (1898-1984). Среди его работ — фильмы «Звезда» (1949), «Михайло Ломоносов» (1955), «Солдаты» (1956), «Поднятая целина» (1959-1961).Летом 1928 г. А.Г. Иванов снимал в Лужском районе, на берегу Череменецкого озера фильм «Луна слева». Впервые на большие роли были приглашены артисты Н.К. Черкасов и Б.П. Чирков. В будущем известный режиссер А. Зархи был приглашен Ивановым на съемки в качестве ученика-практиканта.
Съемочная группа жила в поселке Скреблово. Погода для съемок выдалась на редкость удачная: днем сияло солнце, по ночам шли дожди. А.Г. Иванов вспоминал об одном забавном случае, произошедшем во время съемок: «В одну из таких мокрых ночей случилось „чепе“. Часов в одиннадцать вечера пришел ко мне взволнованный Саша Зархи и сообщил об исчезновении двух главных исполнителей. Я сразу сообразил, что произошло. В группе у нас господствовал „сухой“ закон. Вася Ч. и Миша Л. (актеры В. Чудаков и М. Ломакин — прим. сост.) не были трезвенниками, но подчинялись жесткой дисциплине. Терпение их, видимо, лопнуло. Надо принимать меры. Мы жили с Колей Черкасовым в одной комнате. Он стал нас угощать такими догадками о пропавших, что вызвал бурное веселье, весь дом на ноги поднял. Грудцову (администратору) с трудом удалось нас утихомирить. Завтрашний день под угрозой. Надо искать беглецов. Но где и как?» Нарушителей «сухого» закона с трудом отыскал Зархи, который в эту темную дождливую августовскую ночь впервые сел верхом на лошадь…».